Преимущества переработки аккумуляторов
С каждым годом российяне используют все больше и больше батареек. Подсчитано, что только в 2016 году в нашей стране появилось более 12 тонн ненужных батареек. Это не только аккумуляторы, работающие под капотом автомобилей, но и аккумуляторы, питающие всевозможные электронные устройства — от ноутбуков через электроинструменты до небольших портативных устройств, таких как электронные сигареты. Что делать с бывшими в употреблении аккумуляторами?
Типы батарей
Несколько слов вступления – у большинства людей слово «аккумулятор» невольно вызывает в памяти аккумуляторы, устанавливаемые под капотом автомобилей. Между тем, термин «батарея» также используется для обозначения ряда других батарей, питающих различные типы электронных устройств.
Свинцово-кислотные батареи
Это так называемые классические автомобильные аккумуляторы, которые, несмотря на многие десятилетия присутствия на рынке, до сих пор пользуются большой популярностью. Об их архаичности лучше всего свидетельствует тот факт, что они требуют практически непрерывного обслуживания – уровень электролита следует регулярно доливать дистиллированной водой. Как устроен свинцово-кислотный аккумулятор? В таких устройствах электролитом является серная кислота, а электроды выполнены из свинца (отрицательные) или оксида свинца (положительные).
Современные автомобильные аккумуляторы гораздо менее долговечны, чем их предшественники много лет назад. Такое положение вещей является причиной не только более низкого качества изготовления или экономии в производственном процессе, но и увеличения количества электроники в выпускаемых в настоящее время автомобилях. Помимо даже причин ускоренного износа аккумуляторов, нельзя забывать и о другом, а именно о необходимости избавиться от всех этих использованных аккумуляторов. Что с ними делать?
Аккумуляторы этого типа опасны для окружающей среды, здоровья и жизни человека. Присутствующая в них серная кислота может вызывать ожоги кожи человека, а также приводить к серьезному дисбалансу в водной экосистеме или почве, тормозя рост растений. Вот почему так важно правильно утилизировать свинцово-кислотные аккумуляторы, сдав их в переработку свинцовых аккумуляторов в Павлодаре, выполняя их в условиях, когда нет риска выделения вредных веществ изнутри аккумулятора.
Никель-кадмиевые аккумуляторы
По внешнему виду они напоминают популярные аккумуляторы типа «палка», и в то же время отличаются от обычных вариантов этих аккумуляторов возможностью зарядки, восстановления работоспособности после полной разрядки. В никель-кадмиевых батареях электроды выполнены на основе оксида никеля (положительный) и оксида кадмия (отрицательный).
И хотя эти типы аккумуляторов обеспечивают относительно высокую долговечность и готовность к эффективной работе, обычно после примерно 1000 циклов полной зарядки и разрядки они уже не пригодны для дальнейшего использования. В связи с этим утилизация никель-кадмиевых аккумуляторов является очень важным вопросом. Содержащийся в них тяжелый металл (кадмий) является одним из самых вредных для окружающей среды материалов.
Гелевые аккумуляторы
Название этих аккумуляторов происходит от формы электролита — в этих аккумуляторах он присутствует в виде геля. Это действие не только влияет на универсальность самого аккумулятора (возможность его использования практически в любом положении, не только вертикальном, как в традиционных аккумуляторах), но и снижает риск вредных кислотных паров, возникающих в свинцово-кислотных аккумуляторах. Что не менее важно, гелевые элементы идеально подходят для многих применений — как в двигателях внутреннего сгорания, так и в электрических.
Долговечность гелевых аккумуляторов действительно впечатляет — подсчитано, что они способны без проблем питать устройства до 12 лет, а также имеют большое количество циклов заряда и разряда. Компании, покупающие аккумуляторы, очень охотно принимают этот тип элементов, поскольку переработка гелевых аккумуляторов позволяет получать ценные материалы, такие как кремнезем.
Переработка автомобильных аккумуляторов
Как именно работает утилизация аккумуляторов? Как правило, использованные батареи всегда сначала разбирают на отдельные части. Это действие позволяет восстановить сам электролит и разделить оставшиеся остатки на:
- полиэтилен
- Полипропилен (детали корпуса аккумулятора)
- Металлическая фракция (ценные материалы)
- Сульфат и оксиды свинца (так называемые пасты)
Следующим этапом является десульфурация и очистка раствора, что позволяет получить сульфат натрия. Затем металлическая фракция и пасты переплавляются в высококачественный свинец-сырец, который впоследствии может быть использован для производства дополнительных аккумуляторов, а также, например, для производства колесных грузов.
Эффективность утилизации автомобильных аккумуляторов
Средний автомобильный аккумулятор весит около 12 кг. Обычно вес одного свинца составляет около 7 кг. Принимая во внимание количество батарей, которые ежегодно выводятся на рынок, это прекрасно иллюстрирует количество опасных материалов, которые можно утилизировать таким образом!
Вещества, содержащиеся в аккумуляторных батареях, потенциально опасны для окружающей среды.
Стоит помнить, что автомобильные аккумуляторы содержат большое количество свинца, ртути и кадмия. Каждый из этих металлов очень вреден для окружающей среды, поэтому так важно правильно хранить использованные аккумуляторы и их компоненты.
Возврат батареи в пункт сбора позволяет ее утилизировать.
Утилизация аккумуляторов, безусловно, была бы намного эффективнее, если бы жители России начали убеждать себя в том, что стоит сдать использованный аккумулятор в пункт приема аккумуляторов. Да, некоторые из нас отдают старые батарейки при покупке новых, но магазины не всегда выплачивают причитающиеся суммы. Между тем, сдать б/у аккумулятор в пункт сбора — это не только улучшение состояния окружающей среды, но и шанс заработать неплохую сумму за то, что и так было бы бесполезно — в зависимости от типа аккумулятора можно заработать действительно хорошие деньги! Поэтому не стоит хранить дома использованные батарейки, с верой в то, что «когда-нибудь они могут пригодиться».