Авто

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей

На каком покрытии работают разные толщиномеры?

Прежде всего вы должны ясно понимать какими возможностями обладает ваш прибор – что им можно измерить, а что нельзя. В одной из прошлых статей я рассказывал о физических принципах работы толщиномеров. Именно на этих принципах основывается способность устройств измерять толщину покрытия на том или ином материале.


Например, если вы имеете прибор, основанный на:

  • Чисто электромагнитном принципе, то ему доступны измерения покрытий только на корпусах из ферромагнетиков (железо-стальных сплавов).
  • Электровихретоковом принципе, то он будет хорошо измерять толщину покрытий на диамагнетиках (сплавах алюминия, меди, бронзы и т. п.), а на ферромагнетиках будет работать с несколько меньшей точностью.
  • Комбинированном электромагнитновихретоковом принципе, то ему будет доступно измерение покрытия на любых металлах.
  • Эхолокационно-ультразвуковом принципе, измерять можно толщину чего угодно, на чем угодно, без зависимости функционирования устройства от материала корпуса.

То есть всем приборам, кроме ультразвуковых, для работы необходима металлическая основа измеряемого покрытия. Поэтому, если вам нужно проверить на битость, новомодные авто с композитно-пластиковыми корпусами, то тут нужно брать в аренду профессиональный эхолокационный прибор.

Как пользоваться прибором

Собственно измерение толщины ЛКП – процедура технически очень простая, но при проведении замеров необходимо учитывать некоторые нюансы. В частности, большинство старых моделей и современные курковые при включении требуют отсутствия контакта с измеряемой поверхностью, приборы последних поколений автоматически включаются, как только датчик устройства зафиксирует контакт с любой твёрдой поверхностью.

Итак, алгоритм, описывающий, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей, выглядит следующим образом: прижимаем включённое устройство к измеряемой поверхности, и на дисплее высветится толщина слоя ЛКП в этой точке. В курковых приборах для этого необходимо нажать и через несколько секунд отпустить курок, для нажимных моделей вообще ничего нажимать не нужно. Главное условие высокой точности измерений – удерживание прибора крепко и обязательно параллельно измеряемой поверхности. Любой перекос даст искажения результатов замеров. Существует несколько способов измерений:

  • точечные, когда толщина слоя краски измеряется в последовательности точек, которых может быть произвольное количество – чем больше, тем лучше;
  • непрерывный режим предполагает проведение толщиномером по измеряемой поверхности, не отпуская курок – показания прибора при этом будут динамически изменяться, а их фиксация окажется затруднительной. Данный режим обычно используется для быстрого поиска аномальных областей, в которых показания устройства будут сильно отличаться.

Если требуется определение средней толщины ЛКП, используются именно точечные измерения. При этом каждый измеряемый кузовной элемент следует разделить на пять сегментов: одно измерение производят посередине, четыре – по углам.

Но, как уже отмечалось выше, ограничений на количество замеров нет. А если имеются подозрения касательно неравномерности слоя ЛКП, то их заведомо должно быть много. Чтобы исключить погрешности, связанные с человеческим фактором, в каждой точке проводят несколько замеров, пока показания не совпадут с допустимой погрешностью. Результаты необходимо обязательно фиксировать, для чего желательно загодя подготовить схему осмотра кузова. Ещё один совет, как правильно пользоваться толщиномером при покупке автомобиля – производить замеры не только в указанных пяти точках каждой кузовной детали, но и вокруг них на расстоянии 10-15 см. – это увеличит точность измерений.

После исследования всех замеров необходимо основательно поработать с записанными результатами. Для этого суммируем значения для каждой точки и делим полученный результат на количество измерений. Поступаем таким же образом со всеми кузовными элементами – при проведении минимально рекомендуемых пятиточечных измерений получим общую картину, описывающую состояние лакокрасочной поверхности автомобиля. Осталось сравнить полученные среднеарифметические результаты с заводскими, чтобы получить реальную картину аномалий ЛКП. Отметим, что толщина заводского слоя краски различается не только в отношении разных марок и моделей, но и в конкретном автомобиле, в зависимости от кузовной детали. Все эти значения легко можно получить из интернета. Как видим, нет ничего сложного в том, чтобы проверить машину толщиномером самостоятельно. Но важно также уметь интерпретировать полученные результаты.

Почему нужно пользоваться толщиномером или опасность покупки авто после аварии

Желание не попасть на битый автомобиль приводит к необходимости пользоваться такими приборами, как толщиномеры. Почему же так опасно покупать транспортное средство, участвовавшее в ДТП? Для этого существует несколько причин:

  1. Кузов автомобиля, который был отреставрирован после ДТП, через некоторое время даст о себе знать. На месте повреждения зачастую первоначально происходит отслаивание слоя шпаклевки. Как быстро это произойдет, зависит от качества выполненных работ.
  2. На месте устранения деформации также возникают проблемы в виде образования рыжиков, которые являются главными признаками того, что начался процесс коррозии металла.
  3. Самая большая опасность покупки битого автомобиля в том, что неизвестен характер повреждения. При незначительных ДТП происходит деформация кузовных деталей, которые, в крайнем случае, можно заменить (если отслоится шпаклевка или поржавеет элемент). Если ТС побывало в более серьезном ДТП, то при этом не исключена вероятность деформации геометрии кузова. Исправить геометрию кузова невозможно, а основная опасность такого характера повреждения в том, что снижается уровень безопасности автомобиля. Кроме того, что неизвестно, как поведет себя авто при аварии, так еще и высока вероятность, что в любой момент времени может произойти повреждение несущих деталей.

Металл с ЛКП

Осознавая всю важность исправности кузова на покупаемом автомобиле с пробегом, практически ни одна покупка на вторичном рынке не обходится без применения толщиномеров. Это можно сказать волшебная палочка, которая позволяет покупателю определить не только необходимость покупки такого ТС, но еще и его стоимость.

Авто после ДТП и после реставрации

Это интересно! В 80% случаев на вторичном рынке России и Украины происходит продажа автомобилей, побывавших в ДТП. Если любые другие поломки двигателя, тормозной системы или подвески можно устранить, то кузовные детали при их деформации подлежат замене, а нарушенная геометрия кузова вовсе говорит о том, что авто необходимо отправлять на утилизацию. Перекупщики пользуются той ситуацией, что автомастерские могут внешне восстановить кузов до идеального состояния, что позволяет осуществить продажу автомобиля по его рыночной стоимости.

Пошаговая инструкция по работе с прибором

Чтобы правильно использовать прибор, нужно его откалибровать. Иногда продавцы говорят, что устройство уже откалибровано. В любом случае, стоит обязательно перепроверить это.

Для перепроверки применяются специальные пластины. На них находится краска разных слоев. Если прибор показывает другое значение, которое не совпадает с верными данными, то его стоит перенастроить. Как только изменения будут внесены, приступаем к инструкции по пользованию.

Толщиномером можно определить толщину краски на кузове. Эксперты рекомендуют начинать процедуру с переднего крыла, постепенно перемещаясь по периметру машины.

Заводское ЛКП выдает значения в среднем 90-160 мкм (все зависит от модели). Таблица значений будет приведена ниже. Если устройство показывает, что в каком-то месте толщина покраски больше, чем в другом, то ТС скорее всего было в аварии. Покупать машины после ДТП можно, но с большой осторожностью. С помощью толщиномера стоит определить степень повреждений.

Если результаты проверки разняться не более чем на 50 мкм, то переживать не нужно. Это говорит о том, что водитель закрашивал небольшие царапины.

Если прибор выдает разные значения на разных участках, при этом величина превышает норму на 300-500 мкм, то стоит насторожиться. Авто попадало в ДТП, при этом кузовные детали подвергались шпаклеванию.

Если значение толщиномера превышает отметку 1000 мкм, значит, транспорт пострадал в серьезной аварии. Возможно, элементы нуждались в полной замене, но продавец наложил на них много шпаклевки и перекрасил.

Таким образом, проверка автомобиля толщиномером — долгий процесс, требующий внимательности. Если водитель переживает, что не сможет проверить машину правильно, то ему стоит посоветоваться с опытным специалистом.

Мы разобрались, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей, таблица покажет примерные значения современных машин.

Модель Толщина краски
Toyota Camry 110-130
Citroën C3 90-120
Audi A5 100
Renault Logan 55-120
Lada Kalina 60-100
Daewoo Nexia 95-115
Nissan X-Trail 75-120

Перед тем, как идти к продавцу на осмотр авто, стоит изучить эту таблицу. Это поможет избежать недопонимания.

как проверять автомобиль толщиномером
проверка кузова толщиномером правильно
как пользоваться толщиномером лкп автомобиля

Что должен показывать толщиномер на целой машине

Если автомобиль не битый, не ремонтированный и не перекрашенный, то толщиномер должен показать толщину слоя краски не более 200 микрон. В целом же, как уже указано выше, средние значения составляют от 70 до 150 мкм. Соответственно, такие показания свидетельствуют о том, что с кузовом машины все в порядке. Если средние значения получаются больше, то это уже можно расценивать как признак битого автомобиля. И чем толще слой ЛКП, тем серьезнее были повреждения.

Для примера приводим таблицу со значениями толщины лакокрасочного покрытия на некоторых популярных моделей автомобилей.

Производитель Модель автомобиля Толщина ЛКП, мкм
Audi A1, A3, A4, A5, A7, A8 100-140
Q3, Q5, Q7 110-165
BMW 1-series, 2-series, 3-series, 5-series, 7-series 100-165
X1, X3 90-110
X5, X6 120-165
BYD F3 75-100
Cadillac Escalade, CTS 120-150
Chery Amulet, Tiggo 100-120
Chevrolet Lanos, Aveo, Cruze, Captiva, Lacetti, Niva 80-135
Citroen C5, C-Elysse 110-140
C4, C3, Picasso, Berlingo 75-125
DS4 205-230
Daewoo Nexia, Matiz 90-120
Fiat Albea, Punto 100-140
Ford Focus 150-170
Explorer, Kuga 135-150
Mondeo 115-130
Hyundai Accent, IX35, I30, I40, SantaFe, Elantra 70-110
Tucson, Solaris, Sonata 90-130
Honda Accord 135-155
Civic 105-135
Fit, CR-V 80-100
KIA Sportage, Sorento, Cerato, Cee’d, Picanto 100-145
Soul, Rio, Venga, Optima 120-150
Quoris 150-180
Lexus RX, ES, LX 140-160
CT, GX, LS 120-150
Mazda 3, 6 85-110
CX-7, CX-5 90-120
Mercedes-Benz C, E 150-170
GL, ML 100-140
S 160-190
Mitsubishi L200, Outlander XL, ASX 70-95
Lancer, Pajero 100-125
Nissan X-trail, Patrol, Juke, Qashqai, Murano, Tiida, Pathfinder 80-120
Almera, Teana 120-140
Opel Astra, Corsa, Mocca, Zafira, Insignia, Vectra 110-160
Peugeot 208, 308, 508, 3008 100-120
Renault Logan, Koleos 70-130
Fluence, Duster, Megane, Sandero 100-140
Skoda Octavia, Yeti, Superb, Fabia, Roomster 100-145
Suzuki Grand Vitara, SX4, Swift, Splash 85-115
Toyota LC200, Camry, Highlander, Auris, Verso 95-130
Avensis, Corolla, Prado, Prius, RAV4 80-110
Volkswagen Polo, Golf 80-110
Tiguan, Passat, Caddy, Multivan, Amarok 105-140
Touareg, Jetta 140-180
Volvo S40, S60, XC90 100-150
Lada, ВАЗ Калина, Приора 60-100
Granta, Niva 110-140

При этом помните, что разные детали и их разные участки в большинстве случаев по умолчанию имеют разную толщину слоя краски. Поэтому небольшие отклонения при измерениях от центра к краям допустимы. Однако они должны быть действительно небольшими – в пределах 50 микрон. При этом симметрично расположенные детали на заводе всегда окрашиваются одинаково – поэтому если на левом крыле толщиномер показывает большее значение, чем на правом, то это можно расценивать как свидетельство ремонта.

Разумеется, толщиномер не следует считать панацеей, позволяющей выявить абсолютно любые повреждения, — современные кузовные мастерские позволяют восстанавливать детали с практически заводской точностью. Однако такие случаи пока все еще редкость, поэтому в большинстве случаев такое устройство будет действительно полезным.

Читайте также: Что такое жидкое стекло для автомобиля и как его нанести.

Кузовные детали каких авто выполнены из цветного металла


Калибровка

Тол­щи­но­ме­ры про­да­ют­ся уже отка­либ­ро­ван­ны­ми с заво­да и гото­вы­ми к рабо­те. Обыч­но нет необ­хо­ди­мо­сти про­из­во­дить калиб­ров­ку. Каче­ствен­ный при­бор будет рабо­тать года­ми, и пока­зы­вать точ­ные резуль­та­ты изме­ре­ний. Для боль­шей уве­рен­но­сти и луч­шей точ­но­сти мож­но при­дер­жи­вать­ся пра­ви­ла – про­ве­рять «ноль» на метал­ли­че­ской пла­стине. Это гаран­ти­ру­ет, что зонд пра­виль­но настро­ен для харак­те­ри­стик осно­ва­ния, на кото­ром будет изме­рять­ся покрытие.

Калиб­ров­ка – про­цесс настрой­ки для рабо­ты со спе­ци­фич­ным мате­ри­а­лом до изме­ре­ний, что­бы быть уве­рен­ным, что изме­ре­ния точ­ны. На калиб­ров­ку вли­я­ет тип мате­ри­а­ла, его фор­ма и покры­тие. К при­ме­ру, маг­нит­ные свой­ства сталь­ных спла­вов варьи­ру­ют­ся, и про­во­ди­мость раз­ных алю­ми­ни­е­вых спла­вов и дру­гих цвет­ных метал­лов так­же варьи­ру­ют­ся. Эта вари­а­тив­ность вли­я­ет на точ­ность изме­ре­ний тол­щи­но­ме­ра. Это зна­чит, что тол­щи­но­мер, на мяг­кую сталь про­чи­та­ет дру­гое зна­че­ние для того же покры­тия на высо­ко­уг­ле­ро­ди­стой ста­ли. Настрой­ка тол­щи­но­ме­ра поз­во­ля­ет уста­но­вить тол­щи­ну покры­тия для усло­вий пре­об­ла­да­ю­щих для рабо­ты. Вдо­ба­вок к раз­ни­це мате­ри­а­лов, форм и покры­тий, настрой­ка может выпол­нять­ся при повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре или при при­сут­ствии слу­чай­ных маг­нит­ных полей.

Про­из­во­ди­те­ли каче­ствен­ных тол­щи­но­ме­ров реко­мен­ду­ют делать калиб­ров­ку 1 раз в год для пол­ной уве­рен­но­сти в его точности.


Калиб­ро­воч­ные пла­сти­ны для толщиномера

В ком­плек­те с тол­щи­но­ме­ром есть набор калиб­ро­воч­ных пла­стин, сде­лан­ных из пла­сти­ка и име­ю­щих раз­лич­ную тол­щи­ну. Каж­дая пла­сти­на мар­ки­ро­ва­на соот­вет­ству­ю­щим зна­че­ни­ем. Вдо­ба­вок, в ком­плек­те есть метал­ли­че­ские пла­сти­ны (сталь и алю­ми­ний), слу­жа­щие осно­ва­ни­ем для пла­сти­ко­вых калиб­ро­воч­ных пла­стин, а так­же исполь­зу­ю­щи­е­ся для нуле­вой калиб­ров­ки. Пла­сти­ны изме­ря­ют­ся тол­щи­но­ме­ром в пред­пи­сан­ном поряд­ке, и инстру­мент настра­и­ва­ет­ся для рас­по­зна­ва­ния кон­крет­ной пла­сти­ны. С эти­ми ори­ен­ти­ра­ми инстру­мент настро­ит­ся на пра­виль­ную толщину.

Базо­вые про­це­ду­ры калиб­ров­ки похо­жи для всех тол­щи­но­ме­ров, одна­ко, нуж­но сле­до­вать инструк­ции кон­крет­ной моде­ли. Нет необ­хо­ди­мо­сти калиб­ро­вать каж­дый раз при исполь­зо­ва­нии при­бо­ра (если изме­ре­ние про­из­во­дит­ся на том же объ­ек­те). Пери­о­ди­че­ские про­вер­ки делать реко­мен­ду­ет­ся для опре­де­ле­ния воз­мож­ных отклонений.

После калиб­ро­ва­ния тол­щи­но­ме­ра, пара­мет­ры запи­сы­ва­ют­ся в его памя­ти и про­цесс не нуж­но делать повтор­но. Реко­мен­ду­ет­ся про­ве­рить точ­ность по спе­ци­аль­ным калиб­ро­воч­ным образ­цам, после мно­же­ства часов его рабо­ты или если при­бор дол­гое вре­мя не использовался.

Печа­тать статью

Какие покрытия измеряют толщиномеры?

В отличие от кузовной основы, для бытовых толщиномеров измеряемое покрытие может быть из практически любого твердого материала. Что это может быть, к примеру?

  • Разные виды лакокрасочного покрытия;
  • Всевозможные типы грунтовок;
  • Шпаклевочные слои;
  • Слои ржавчины;
  • Пластиковые покрытия;
  • Керамические и иные слои на металле.

Единственные условия:

  • Измеряемое покрытие обязано быть диэлектрическим;
  • Оно должно быть с гладкой внешней поверхностью.

То есть, для возможности измерения приборами, основанными на магнетизме, а все бытовые толщиномеры именно такие, нужно иметь металлическую основу и ровное диэлектрическое покрытие – большинство кузовов автомашин на сегодняшний день отвечают данным условиям, хотя в будущем, возможно, корпуса легкового транспорта будут делать преимущественно из неметаллических материалов.


Конечно, нужно еще учитывать соотношение типа вашего прибора и свойств кузовного металла. Однако это больше касается уже устаревших устройств – практически все современные толщиномеры способны работать на любой металлической основе, включая бюджетные модели, наподобие All-Sun EM227.

Ограничения и правила

Прежде чем браться за работу с толщиномером, нужно понимать, что прибор имеет ограничения. Рассмотрим их подробнее.

К сожалению, далеко не все модели работают с алюминием. Кузовных панелей из этого материала довольно много. Это нужно учитывать при выборе прибора.

Читайте также:  Замена масла в вариаторе «Митсубиси Аутлендер XL»: подготовка и процесс

Ни один толщиномер не способен определить толщину покрытия на пластиковой поверхности. Передние крылья у некоторых автомобилей и бампера почти у всех машин сделаны из пластика.

Даже самый дорогой автомобиль, выпущенный недавно с завода, будет показывать разные значения при его проверке толщиномером. Именно поэтому нужно знать, что самый толстый лакокрасочный слой находится в нижней части дверей. Самый тонкий — на крыше.

Перед процедурой стоит изучить заводские показатели толщины краски. Японские и российские авто красятся тонко (до 120 мкм), в то время как для внедорожников нормой будет показатель 240 мкм.

В процессе проведения «замеров» нужно устанавливать прибор в разных местах одной детали. Дело в том, что дверца может быть перекрашена только в углу.

Если капот машины оклеен защитной пленкой, то показатели устройства будут демонстрировать большие цифры.

Проверять стоит не только кузовные элементы. Рекомендуется обратить внимание на стойки и лонжероны.

Не нужно бояться того, что машина оказалась окрашенной. Дело в том, что многие водители покупают авто в кредит. Соответственно, их просят оформить КАСКО. По КАСКО окрашиванию подлежит любая незначительная царапина.

Виды устройств

Типов толщиномеров существует большое количество. Есть отдельные модели для измерения толщины бетона, бумаги, прокатных труб или листов. Для измерения ЛКП используют четыре основных вида:

  • магнитные;
  • электромагнитные;
  • ультразвуковые;
  • вихретоковые.

Магнитный

Такие приборы имеют самую простую конструкцию. В небольшом корпусе находится магнит. В зависимости от толщины покрытия будет меняться сила притяжения магнита. Полученные результаты передаются на стрелку, которая показывает значение в микронах.

фото 2
фото 2
Простой магнитный толщиномер

Стоят магнитные толщиномеры недорого, но проигрывают в точности измерений. Показывают только примерные значения и работают только с металлическими поверхностями. Стоимость прибора может начинаться от 400 рублей.

Электромагнитный

Электромагнитный толщиномер работает по схожему принципу с магнитным, но использует для измерений электромагнитную индукцию. Точность таких измерителей более высокая, а стоимость вполне приемлема, около 3 тыс. рублей. Поэтому данные приборы более распространены среди автолюбителей. Основным их минусом является то, что они могут работать только с металлическими поверхностями. Покрытие на алюминиевых или медных деталях они не измеряют.

Ультразвуковой

фото 3
фото 3
Ультразвуковой толщиномер

Принцип работы данных толщиномеров основывается на измерении скорости прохождения ультразвуковых волн от поверхности до датчика. Как известно, ультразвук по-разному проходит через различные материалы, но основе этого и получают данные. Они обладают универсальными свойствами, так как могут измерять толщину ЛКП на большом количестве типов поверхностей, включая пластиковые, керамические, композитные и металлические. Поэтому такие устройства используют на профессиональных станциях техобслуживания. Минусом ультразвуковых толщиномеров является их высокая стоимость. В среднем от 10 тыс. рублей и выше.

Вихретоковый

Этот тип толщиномера отличается самой высокой точностью измерений. Измерения ЛКП можно проводить на любой металлической поверхности, а также на цветных металлах (алюминий, медь). Точность будет зависеть от токопроводимости материала. Используется ЭМ катушка, которая создает вихревые магнитные поля на поверхности металла. В физике это называется токами Фуко. Известно, что медь и алюминий проводят ток лучше, а значит, на этих поверхностях будут самые точные показания. На железе будет погрешность, иногда существенная. Прибор отлично подойдет для замеров на алюминиевом кузове. Стоимость в среднем составляет 5 тыс. рублей и выше.

Подготовка к измерению

Итак, вы знаете свойства своего толщиномера и свойства кузова интересующего вас авто. Можно приступать к его обследованию, но прежде необходимо выполнить некоторые предварительные приготовления.

Калибровка устройства

Для наиболее точных показаний перед сессией замеров толщиномер советуется откалибровать. Имеются в виду те устройства, которые поддерживают данную операцию (есть т. н. самокалибрующиеся модели). Смысл калибровки в том, чтобы путем эталонного замера в специальном режиме указать прибору точное значение показания вручную.


Что для этого нужно? В комплекте к калибрующимся толщиномерам идут две, три или более калибровочных пластин из металла и пластика. Минимум что нужно для калибровки – это одна металлическая пластина (имитирующая основу кузова) и одна пластиковая пластина (имитирующая ЛКП кузова).

Металлическую пластину можно подобрать любую (не обязательно из заводского комплекта). Если прибор работает только по черным металлам, то нужна стальная ферромагнитная пластина, а если прибор универсален, то его дополнительно можно калибровать и по диамагнитной пластине из алюминия. Главное, чтобы обе пластины были с гладкой и чистой поверхностью.

А вот пластиковые пластины-калибраторы являются эталонами толщины и лучше использовать те, что имеются в комплекте устройства. Обычно это один эталон стандартной толщины 102 мкм. Но иногда к основному эталону добавляются несколько дополнительных, с разной толщиной, для перепроверки проведенной калибровки.

Калибровочная процедура

Для проведения калибровочной процедуры приготовьте нужные пластины (на новых снимите защитную пленку), включите прибор и сделайте сброс устройства к заводским настройкам: обычно для этого нужно произвести тестовый замер металлической пластины и нажать клавишу «0», но это нужно уточнить в инструкции к вашей модели.


Например, для нажимного ET-111 нужно действовать именно таким образом, а вот курковый ET-11S сбрасывается к первичным настройкам в выключенном состоянии, при одновременном нажатии курка и клавиши «0».

Во время этого тестового замера на экране высветится уровень погрешности. Если это значение «0», то калибровка не требуется.

При любых других показаниях действуйте согласно следующим пунктам:

  • Наложите на металлическую пластину пластиковый эталон и проведите аккуратный замер толщины.
  • Нажмите на панели прибора клавишу режима калибрации «К» («CAL» или нечто подобное).
  • При помощи двух калибровочных клавиш (типа ><) выровняйте значение на экране в соответствии с эталонным – 102 мкм (оно указано на эталонном пластике).
  • Снова нажмите клавишу режима калибрации.
  • Все, толщиномер откалиброван – это немного похоже на установку времени/даты в автомобильных электронных часах.

Вы можете проверить установленную калибровку: ее значения не должны отличаться от эталонных на ±2-3 мкм, что не считается сбоем.

Основная калибровка проводится на стальной ферромагнитной пластине. В принципе, для универсального прибора этим можно и ограничиться, но для идеальной настройки описанную процедуру нужно провести и на алюминиевой пластине, в соответствующем nFe-режиме.

Для большей понятности посмотрите вот это видео, где показан процесс калибровки толщиномера ETARI ET 111:

А вы знаете, какая должна быть толщина краски вашего авто? — Таблица толщины лакокрасочных покрытий

Статья в тему: Таблица толщин лакокрасочного покрытия авто – что такое ЛКП, зачем оно нужно, заводские стандарты и предельные допуски

Ваш прибор откалиброван и готов к работе. Но сперва вам нужно ознакомиться с таблицей, где указаны усредненные пределы толщины ЛКП для вашей марки авто.

Тут я привел таблицу с основными значениями, но в сети вы можете найти и более подробные данные заводских толщин краски. Однако лучше всего брать эти значения не из таблиц, а из технической документации обследуемого автомобиля.

Толщина указана в микрометрах (МКМ).



Вы должны помнить, что диапазон заводской толщины ЛКП большинства автомобилей составляет 70-150 микрон, а наиболее частые значения еще уже – 80 -130 мкм.

Но тут есть следующие нюансы:

  • Заводская толщина покрытия может быть различна на разных деталях кузова, что зависит как от разных технологических методов нанесения, так и от физических свойств краски. Например, на средине крыши авто толщина ЛКП обычно меньше, чем на ее краях.
  • Разница значений может быть между разными отдельными элементами корпуса, но для симметричных мест парных элементов она должна быть одинакова.
  • Несмотря на допустимые различия в толщине заводского ЛКП на разных элементах, эти значения не должны превышать 50 мкм для самого малого и самого большого показателя. А в среднем эта цифра должна составлять 20-35 мкм (без учета 2-4% допустимой погрешности толщиномера, учитывайте и это).
  • Еще вы должны знать, что заводская толщина ЛКП внутренних поверхностей кузова тоньше наружных примерно на 40-60 мкм, имейте это в виду.

Что еще?

Еще нужно учитывать особенности некоторых новых моделей толщиномеров. Они имеют полезную возможность указывать прибору ожидаемый диапазон предстоящих промеров, что резко снижает вероятность ошибок от дрожания рук или иных факторов.

Полезная справка:

Чтобы вы имели образное представление о толщине ЛКП знайте, что средний показатель заводского покрытия приблизительно соответствует толщине человеческого волоса, которая составляет – 75-110 мкм.

Можно ли обмануть прибор?

Нечестные механики и продавцы научились использовать тощиномеры в своих интересах. Нередко вместо окраски элемента кузова дилеры просто меняют его на новый, окрашенный в заводских условиях. Толщиномер может показать уровень лакокрасочного покрытия и наличие повторных окрашиваний, но не указывает на то, была ли деталь заменена. Этим и пользуются желающие скрыть факт аварии продавцы.

Сам толщемер имеет утвержденный уровень погрешности, который зависит от конкретной модели и качества ее сборки. Специалисты могут ссылаться на неточность, если видят, что покупатель не разбирается в этом.

Процедуру проверки рекомендуется делать в присутствии человека, имеющего опыт применения толщиномера.

Зачем вообще проверять толщину краски

По толщине лакокрасочного покрытия ( ЛКП ) определяют, подвергался ли кузов машины повторной покраске или ремонту после аварии. А значит, можно определить, были ли аварии вообще.

Автомобиль красят в двух случаях:

  1. В косметических целях — из-за царапины или мелкой аварии.
  2. После серьезного ДТП .

Подкрашенным может оказаться не только подержанный, но и новый автомобиль. Если вы не эксперт, определить на глаз, покрашена ли машина, сложно: при аккуратном ремонте покрытие не отличить. Поэтому и нужно измерять его толщиномером.

Покупать машину после косметической покраски, например с перекрашенным крылом, все равно можно, даже если толщиномер покажет отклонения от нормы. Но отклонения — это повод для торга.

Если же машина была в сильной аварии, в которой пострадала конструкция кузова, то это не машина, а хлам на колесах. Находиться в такой машине опасно для жизни: никогда не знаешь, какие именно повреждения остались в кузове, что может оторваться или заклинить, а в случае ДТП вообще огромный риск. Покупать такую машину можно только на запчасти.

Важно понять причину покраски и исключить сильное ДТП . Попросите продиктовать VIN машины — идентификационный номер — и проверьте историю машины на сайте ГИБДД . Если машина из Москвы, дополнительно проверьте ее сервисом «Автокод». Так вы узнаете, был ли автомобиль в ДТП и в каких обстоятельствах. Это бесплатно.

Если продавец отказывается назвать вин, не покупайте машину. Скорее всего, вас пытаются жестоко обмануть.

Процедура измерения

Непосредственная процедура измерения особенной сложности не представляет – с ней справится любой водитель.


Тут следует учитывать отличия включения устройств для разных моделей: курковые и некоторые нажимные приборы устаревшего типа нужно включать не прикасаясь датчиком к обследуемой поверхности, а современные устройства автоматически включаются при соприкосновении датчика с чем-либо твердым.

Внимание! Не направляйте включенный датчик в глаза человеку с близкого расстояния!

Все остальное довольно просто:

  • Включенный толщиномер прижимаете к исследуемой поверхности, и он выдаст на экран замеренные показания. В курковых моделях для инициации замера нужно нажать и отпустить курок, в нажимных все происходит автоматически. Имейте в виду, что прибор нужно держать крепко и ровно, чтобы датчик соприкасался с эмалью без перекосов.
  • Вы можете исследовать поверхность точечно или в режиме непрерывного замера: не отпуская курок или просто продолжая вести нажимной прибор по ЛКП в нужных областях – показания будут меняться.
  • Но для выведения средних показателей толщины по авто нужны именно точечные замеры: исследуется каждый сегмент в отдельности.
  • Элементы условно делятся на 5 частей (4 по углам и 1 посредине). Точек замеров, конечно, можно брать и больше, особенно если уже есть какие-либо подозрения по определенной области.
  • Для каждой точки снимается 3-5 замеров, которые записываются на бумаге или готовой распечатанной схеме авто.
  • Каждый замер точки проводите не в одном и том же месте, а в радиусе около 10-20 см вокруг выбранного центра – так будет достигнута большая средняя точность.
  • После этого для каждого замера высчитывается среднее арифметическое значение – сумма показаний всех замеров точки, разделенная на количество замеров этой точки (элементарная школьная арифметика).
  • В результате у вас получится по 5 среднеарифметических показаний для каждого элемента кузова, по которым вы можете судить о степени расхождения толщины с заводскими параметрами локальных областей (крыши, крыльев, дверей и т. п.).
  • Из этих 5-и показателей можно легко высчитать среднее арифметическое толщины ЛКП для каждого сегмента, а на основе этого сделать расчет и для всей машины.

А теперь тоже самое, только наглядно:

Как пользоваться толщиномером первая часть:

Вторая:

Какие значения толщины считаются расхождением с заводскими

Определить при помощи показаний толщиномера не заводскую покраску, а тем более места шпаклевания не представляет труда, если знать все исходные данные.

Практика обследований подержанных машин показывает, что обычно в случаях перекраски/подкраски значения по прибору выше стандартных заводских в 2 или 3 раза.


На деле можно сказать так: если есть расхождение от сотни микрон и выше, то это гарантировано не оригинальное покрытие. Причем расхождение, превышающее 160 микрон, говорит о шпаклевочном слое.

Обыкновенный дополнительный слой ЛКП дает к имеющемуся примерно лишние 100 микрон. Это означает, что если общие показания дают 180-260 мкм, то это свидетельствует о перекраске/подкраске. А если выше, то это уже покраска со шпаклеванием. Толщина шпаклевки иногда может иметь не микро, а макрозначения, которые толщиномеры не в состоянии отобразить на экране из-за зашкаливания.

Как ухищряется автомаляр, чтобы вы ничего не заметили

Еще нужно учитывать возможность всяческих ухищрений автослесарей-кузовщиков. Например, они могут специально понижать перед покраской заводскую толщину ЛКП абразивными полиролями. Из-за этого, в случае неумелой работы, толщиномер показывает значения меньше заводских (к примеру, 80-90 мкм от 110-120 исходных).

Если вы желаете узнать больше подробностей по работе с толщиномером, то просмотрите вот это видео, где опытный перекуп раскрывает особенности и секреты подобного процесса на примере обследования популярной модели отечественного автомобиля:

Как правильно проверять машину толщиномером?

как проверять автомобиль толщиномером

  • Начинать лучше с крыши, ведь это реже всего страдающий при ДТП элемент кузова, к тому же скорее всего, по наружным элементам вы получите самый маленький слой, так как на крышах производители очень часто экономят краску и лак.
  • Выбирайте последовательность деталей по вашему усмотрению, порядок не играет особой роли.
  • Внутренние дверные проемы обычно красят на 20-30% тоньше, чем внешние детали кузова.
  • Не забывайте проверить пороги автомобиля, если они металлические. Толщина краски на порогах обычно в 2-3 раза толще слоя на самой машине, потому что их красят антигравийной краской чтобы не облупливались от пескоструя дороги.
  • Учитывайте кривизну поверхности которую измеряете. Выбирайте максимально ровные участки, так как площадка прибора на кривой поверхности может вставать неровно и значения будут искажаться.

Подготовка инструмента к работе

Как и любое высокоточное устройство, толщиномер требует тщательной проверки чувствительных элементов (в данном случае – щупа), корпуса и дисплея. Тестовые замеры позволят оценить, насколько корректно работает внутренняя начинка прибора. На этот случай надо иметь уже подготовленный набор шаблонных заготовок, данные о характеристиках которых известны. Зачастую подобные образцы содержатся в комплектах с аппаратами – их выполняют из алюминия и стали.

В вопросе о том, как пользоваться толщиномером, немалую роль играет и способ зарядки. Еще до начала работы необходимо проверить, достаточно ли наполнен энергией аккумуляторный блок – чаще всего применяется именно этот тип элемента питания. Желательно, чтобы уровень был не менее 60-70%, поскольку в ином случае возможен некорректный замер. Если все условия подготовки прибора соблюдены, можно приступать к следующему этапу – подготовки поверхности.

Возможные проблемы и нюансы

На рынке измерителей толщины ЛКП есть выбор компактных и универсальных экземпляров. Однако важно помнить, что чем ниже цена экземпляра, тем меньше его функциональные возможности. Дорогой прибор позволит работать с несколькими видами материалов, в то время, как дешевый аналог применим только, например, при определении наличия шпаклевки.

По отзывам опытных автолюбителей, нечестные мастера и автосервисы научились использовать толщемеры в своих интересах. Они неверно его настраивают, измеряют только известные участки кузова или вовсе утверждают, что остальные модели не показывают необходимую точность. Поэтому для правильной оценки состояния авто рекомендуется обзавестись собственным устройством.

Как проверить авто толщиномером ЛКП: инструкция

Чтобы правильно пользоваться толщиномером, важно знать, что новый прибор обязательно нуждается в калибровке. Даже если в магазине продавец поклялся, что устройство полностью готово к эксплуатации, важно проверить правильность его показаний. Для этого используются так называемые эталонные пластины из металла и пластика. На каждую из них нанесен слой краски определенной толщины. Если показания прибора не совпадают с данными, указанными на эталонной пластине, в настройки вносятся необходимые изменения. Далее рассмотрим, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобиля.

Определить, был ли автомобиль в ДТП, и насколько серьезной была авария, можно, проверив толщину ЛКП на различных элементах кузова. Начинать проверку эксперты советуют с переднего крыла и далее двигаться по периметру авто, тщательно фиксируя все показатели. Для получения наиболее точных результатов лучше всего каждый из элементов проверить трижды, после чего вычислить среднее арифметическое.

Как пользоваться толщиномером при покупке автомобиля

При заводской покраске толщина лакокрасочного покрытия варьируется от 90 до 160 микрон (0,09-0,16 мм). У разных моделей авто этот показатель может отличаться. Например, у Фольскваген Джетта он составляет 0,12-0,15 мм, а у Мазда 3 – 0,08-0,1 мм. Допустимая разница между верхним и нижним значениями не должна превышать 0,03-0,04 мм.

Если в результате проверки выяснилось, что слой краски на одном или нескольких элементах кузова больше положенного – скорее всего машина побывала в аварии и перекрашивалась. Покупать битые авто нужно с осторожностью. По степени отклонения от нормы можно судить о том, насколько серьезные повреждения получил кузов. В частности:

  • если при проверке максимальный показатель на каком-либо кузовном элементе (крыле, капоте и т. д.) превышен на 50 микрон, особых поводов для переживаний нет: скорее всего, речь идет о ремонте небольшой царапины (после восстановления поверхность элемента покрывается лаком, который и увеличивает слой краски на 0,05 мм). Такой битый автомобиль можно смело покупать;
  • если проверка засвидетельствовала превышение нормы на 300-500 микрон – самое время задуматься: возможно, машина побывала в достаточно серьезном ДТП, после которого некоторые элементы кузова потребовали рихтовки и шпаклевки;
  • показатели, превышающие среднее значение на 1000 и больше микрон, говорят о том, авария была очень серьезной. Некоторые детали нуждались в замене, однако продавец решил сэкономить и наложить большой слой шпаклевки. В дальнейшем это может привести к появлению трещин на ЛКП и многим другим проблемам. Подобные битые авто лучше не покупать.
Источники

  • https://kulikavto.ru/avtotovary/kak-polzovatsya-tolshchin-lakokrasochnyh-pokrytij-avto.html
  • https://DriverTip.ru/tovary/kak-polzovatsya-tolschinomerom-lakokrasochnyh-pokrytiy.html
  • https://lkard-lk.ru/avtolyubitelyu/kak-polzovatsya-tolschinomerom
  • https://CarFranceSpb.ru/oborudovanie-i-instrumenty/kak-polzovatsya-tolshchinomerom-lakokrasochnyh-pokrytij-avtomobilej.html
  • https://AvtoNov.com/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%BB%D0%BA%D0%BF-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F/
  • https://kuzov.info/kak-polzovatsya-tolshhinomerom/
  • https://cooptech.ru/dvizhok/proverka-avto-tolshchinomerom.html
  • https://TechAutoPort.ru/nesuschaya-sistema/pokrytie-kuzova/tolschinomer-lkp.html
  • https://GrossBuilding.ru/materialy/tolshchinomer-kraski-avtomobilya-kak-polzovatsya.html
  • https://AutoManya.ru/tovary/nastrojka-tolshchinomera.html
  • https://dp-auto.ru/kak-polzovatsya-tolschinomerom/
  • https://avtoproblema24.ru/proverka-avto/tolschinomer/polzovatsya/

[свернуть]