Какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный
Принцип работы аккумулятора
Любой автолюбитель знает, зачем нужен аккумулятор, но далеко не всякий разбирается в том, какой он бывает, и уж тем более в принципе его работы.
В понимании рядового покупателя аккумулятор — это некая пластиковая герметичная коробка с клеммами. Внутри бокса размещены свинцовые электроды, залитые электролитом. Электроток получается в результате химических реакций, которые происходят между электродами и электролитом. Ток функционально необходим для различных механизмов и устройств.
АКБ накапливают (аккумулируют) в себе электроэнергию, которую отдают во внешнюю цепь по мере надобности.
Восстановление первоначальных свойств батарей происходит благодаря внешнему источнику электроэнергии. Этот процесс называется зарядкой, и преобразовывает электрическую энергию в химическую.
Конструктивные и технологические особенности гелевых АКБ
Работают описываемые аккумуляторы точно так же, как и батареи иных типов: принципиальных различий нет. Что такое гелевый аккумулятор? В герметичном корпусе размещаются шесть секций-банок, соединённых последовательно, каждая из которых выдаёт 2,1 В. Внутрь заливается не жидкий электролит, а особый состав – гель, имеющий абсорбированную консистенцию. Это и есть основное отличие гелевых аккумуляторов для автомобиля от кислотно-свинцовых изделий. Внешне такая батарея ничем не отличается от любой другой необслуживаемой. В ходе производства гелевых АКБ было освоено две технологии.
AGM
В переводе с английского аббревиатура означает «впитывающие стеклянные маты». В устройстве гелевого аккумулятора это обычная стеклоткань, разделяющая внутри корпуса минусовые и плюсовые электроды-пластины. Стекловолоконный сепаратор содержит в себе желеобразный кислотный раствор в связанном виде. Благодаря этому раствор не растекается.
Применение технологии AGM обеспечивает нормальную работу гелевого автоаккумулятора для авто в любом положении: хоть на боку, хоть кверху ногами (однако производители не рекомендуют экспериментировать). При этом все вредные испарения не могут выйти наружу: они остаются в стеклоткани и в циклическом режиме снова и снова участвуют в химических реакциях.
GEL
Стоит отметить ошибку, допускаемую многими автолюбителями, считающими, что Gel означает – «гелий», химический элемент. Это не так: в данном случае имеется в виду гель – желеобразный состав. Гелевые аккумуляторы на 12 вольт для автомобиля, изготовленные по этой технологии, отличаются лучшими эксплуатационными параметрами. Циклический ресурс (количество зарядов-разрядов) больше, энергоотдача выше.
В батареях этого типа между электродами помещается сепаратор с силикагелем. Его дополняют в батарею ещё на стадии производства. Впоследствии вещество застывает, образуя внутри себя огромное количество пор. В них-то и содержится электролит.
Какой АКБ выбрать для автозвука?
В случае, если у вас не требовательная система (до 1-1,2 кВт в целом) можно нормально использовать кислоту достаточной емкости. Если речь идет о 1,2 — 2 кВт, то добавьте дополнительную кислоту в багажник или вместо этого установите АГМ, что даст дополнительных плюсов для зимнего использования.
Не рекомендую литий для повседнева, это скорее удел профессионалов и искушенных энтузиастов.
Зарядка для гелевых АКБ своими руками
Если у вас есть определённые навыки и желание собрать зарядку для аккумулятора самостоятельно, то вы можете сделать это с помощью представленной схемы и видео.
Более подробно о том, как собрать зарядное устройство на микросхеме L200C аккумулятор самостоятельно написано в этот статье: https://rustaste.ru/improvised-charger-for-gel-batteries-l200c.html
Различие между гелевой и щелочной батареей
Многие малоопытные автомобилисты считают, что в машине главный двигатель. Это ошибочно. Первое место отведено системе электропитания. Без искры не воспламенится горючая смесь, отсутствует давление, выхлопные газы, автомобиль не рушит с места. Первоисточник системы питания — аккумулятор, именно от него поступает енергия в магистраль, и к стартеру.
Абсолютно все выпускаемые батареи являются свинцово-кислотными. На современных АКБ повсеместно встречается аббревиатура VRLA и SLA. В переводе с английского языка означает: АКБ открытого / закрытого типа. Другими словами, обслуживаемая и необслуживаемая. В последнем случае не нужно систематически отслеживать уровень жидкости.
С целью снижения частоты обслуживания, изготовители применяют одну из двух технологий: GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat). Батареи, наполненны гелевым электролитом внутри имеют желеобразную консистенцию. В качестве химического реагента в состав добавлен кремний, поэтому жидкость не выплескивается, не вытекает, при любом стиле вождения.
Многие по старинке допускают грубую ошибку, путая гелевый и гелиевый аккумуляторы. Фактически, химический газ гелий не имеет никакого отношения к АКБ. Принцип работы основан на рекомбинации газов, вследствие этого вода внутри распадается на водород и кислород. Хаотично перемещаясь по периметру, молекулы распада снова восстанавливаются, образуют воду. Вышеупомянутый гель активно впитывает воду, превращая консистенцию в электролит. Получился некий замкнутый цикл, не нужно доливать воду, так как она попросту не испаряется.
В отличие от гелевого (Gelled Electrolite), кислотно-щелочной AGM аккумулятор имеет внутри маты из стекловолокна. После процесса распада вода впитывается матами, превращается в электролит. Единственный недостаток такого типа – вытекание электролита при точечном ударе, деформации, аварии. Вот почему при покупке нового акумулятора отдают предпочтение технологией GEL VRLA.
Главными отличиями между гелевыми и кислотными аккумуляторами является то, что кислотные имеют в несколько раз меньшую удельную емкость, а также частый постоянный разряд для кислотных является критическим, поскольку в будущем это приведет к сокращению количества циклов «разряд-заряд».
«Кислотник» или «гель»?
Ответ на данный вопрос кроется, большей частью, в финансовых возможностях и личных предпочтениях покупателя. Взвесив свои финансы, можно понять, что будет являться наиболее предпочтительным. С одной стороны, не стоит бояться обслуживаемых вариантов аккумуляторов. Современные кислотные батареи бывают и частично обслуживаемыми: просто заправьте их раз в год дополнительной порцией электролита, либо дистиллированной воды.
Однако для того, чтобы определить плотность жидкости внутри АКБ, нужен определенный опыт, знания и навыки. К тому же, необходимость даже такого контроля на современном этапе приемлют не все водители.
Если потребителя не смущает высокая стоимость гелевой батареи, можно приобрести ее и спокойно ездить. Но важно не забыть о дополнительном реле-регуляторе, без которого такой аккумулятор устанавливать нельзя. Особенно, если речь идет об автомобилях отечественного производства.
Как проверить гелевый аккумулятор в домашних условиях?
Для этого подойдет обычный тестер/мультиметр. Алгоритм проверки:
- Снимите крышку с АКБ если таковая имеется.
- Отсоедините минусовой провод от клеймы, а затем плюсовой.
- Измеряющий прибор переведите в режим измерения напряжения.
- Аккуратно соблюдая полярность подсоедините щупы прибора к контактам батареи.
- На индикаторе отобразится уровень напряжения.
Если U равно 12,8-12,9 вольт, то нормально.
12,6 V – говорит о том, что зарядка составляет около 75%. Напряжение 12,3 V свидетельствует о том, что потребуется подзарядка ведь элемент питания заряжен на 50%.
Проверка с помощью нагрузочной вилки
В момент приобретения АКБ проверяется нагрузочной вилкой. Это устройство забирает какую-то часть тока. В итоге напряжение не должно упасть ниже 9 вольт. Время теста 15 секунд по Российскому ГОСТУ и 30 секунд по Евро стандарту. После отсоединения проверочной вилки напряжение должно восстановится до 12,6-12,7 вольт.
Если после проверке показатели не стали равны нужному напряжению и вольтаж составил меньше 9 вольт, то подобный АКБ брать не советуем. Вероятно, что он достаточно долго пробыл в складском помещении без использования. И его емкость значительно понизилась.
Таким образом каждый потребитель может проверить ГА на работоспособность.
Личный опыт
Не однократно своих системах я использовал связки кислотных АКБ, менял на гелики, пробовал плиты, но в конечном итоге остановился на стандартном АГМ.
Источник: http://kalina-2.ru/remont-vaz/chem-gelevyj-akkumuljator-otlichaetsja-ot
Проверяем батарею при покупке
Нагрузочной вилкой
Итак, если решение о приобретении гелевой АКБ принято окончательно, следует знать о том, как проверить гелевый аккумулятор непосредственно перед его приобретением в магазине. Речь идет об обязательной проверке с помощью нагрузочной вилки, которую должен уметь проводить любой продавец. Не стоит покупать АКБ без надлежащей проверки ее работоспособности.
При проверке аккумулятора нагрузочной вилкой она «забирает» у него часть тока. Во время процесса такого тестирования важно помнить о том, что в течение 30 секунд по евростандарту (либо 10-15 секунд по российскому ГОСТ)напряжение в батарее не должно упасть ниже 9 вольт. После этого оно должно быстро восстановиться до исходного уровня 12,6-12,7 В. Если тестирование пройдено успешно, напряжение во время подключения вилки не падает ниже, а после — быстро восстанавливается.
В случае, если U «проседает» до 8 В и ниже, а потом восстановления не происходит, такую батарею покупать не рекомендуется. Это означает то, что она, скорее всего, долго пролежала на складе без использования, и уровень ее емкости значительно упал.
Цифровым вольтметром
В процессе эксплуатации гелевой батареи важно проведение самостоятельной диагностики уровня ее напряжения — для того, чтобы не пропустить того момента, когда она будет нуждаться в том, чтобы зарядиться:
- откройте съемную крышку батареи;
- осторожно проведите отсоединение вначале минусового, а затем плюсового ее полюсов;
- подведите цифровой тестер (вольтметр) к аккумулятору, соблюдая полярность;
- включите тестер и внимательно смотрите на табло;
- ориентируйтесь на следующие показания — если напряжение составляет от 12,8 до 12,9 вольт, батарея в норме; если U 12,6 В — это значит, что заряд батареи составляет 70-75%, что не является критичным; в случае, если напряжение 12,3 В и ниже — батарея разряжена на 50%, и ей скоро потребуется зарядка.
Подогрев сидений на ладе приора своими руками: видеоинструкция
В этой статье вы узнаете как промыть форсунки на ВАЗ
Как устроен гелевый аккумулятор
Гелевый автомобильный аккумулятор принципиальных конструктивных изменений, отличающих его от обычного, с жидким сернокислотным электролитом, не имеет. То есть основными его элементами являются:
В зависимости от наполнителя гелевые аккумуляторы делятся на GEL аккумуляторы (с двуокисью кремния) и AGM аккумуляторы (с микростекловолокном).
Но вот электролит уже не похож на обычный раствор серной кислоты, а имеет консистенцию геля, благодаря чему даже при появлении трещины в корпусе допускается его эксплуатация – гель не будет вытекать из батареи.
По тому, какими способами достигаются такие свойства электролита, гелевые АКБ делятся на две группы:
- изготовленные по технологии Gel Electrolite. В электролит добавлена загущающая присадка (двуокись кремния), в результате чего тот становится более вязким и теряет текучесть, превращаясь в гель. Двуокись кремния сама не реагирует с серной кислотой, поэтому не нарушает рабочих свойств последней, играя роль наполнителя;
- произведённые по технологии Absorptive Glass Mat. Электролит удерживается микростекловолокном, которым заполнено внутреннее пространство батареи.
Свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом
Этот тип аккумуляторных батарей имеет самое широкое распространение. Их устройство практически не изменилось с момента изобретения в 1859 году.
Устройство и принцип работы
В корпусе батареи расположены шесть изолированных друг от друга отсеков или банок. В каждом из отсеков находятся свинцовые пластины и жидкий электролит. Пластины с положительным и отрицательным зарядом (катод и анод). В свинцовых пластинах могут содержаться примеси сурьмы или кремния. Электролит представляет собой смесь серной кислоты (35%) и дистиллированной воды (65%). Между свинцовыми пластинами находятся пористые пластины-разделители, которые называются сепараторами. Они необходимы для предотвращения короткого замыкания. Каждая банка вырабатывает около 2В, а в сумме получается 12В (последовательное соединение).
Устройство свинцово-кислотной АКБ
Ток в свинцово-кислотных АКБ вырабатывается в результате электрохимической реакции между двуокисью свинца и серной кислоты. При этом расходуется серная кислота, которая распадается. Плотность электролита снижается. При зарядке от ЗУ или от генератора автомобиля происходит обратный процесс (зарядка).
Преимущества и недостатки
Широкому распространению свинцово-кислотных АКБ способствует их простое и надежное устройство. Они выдают довольно высокие стартерные токи для запуска двигателя (до 500А), стабильно работают до 3-5 лет при правильной эксплуатации. Зарядку АКБ можно проводить повышенными токами. Это не нанесет вред ёмкости батареи. Главным плюсом является доступная цена.
Основные недостатки этого типа АКБ связаны с обслуживанием и эксплуатацией. Электролит находится в жидком состоянии. Поэтому есть опасность его протекания. Серная кислота – очень агрессивная жидкость. Также в процессе эксплуатации выделяются едкие газы. Это значит, что АКБ нельзя устанавливать в салоне автомобиля, только под капотом.
Водителю нужно периодически следить за уровнем заряда батареи и плотностью электролита. Если батарею перезарядить, то она закипает. Вода испаряется и ее нужно периодически доливать в отсеки. Используется только дистиллированная вода.
Нельзя допускать падения уровня заряда ниже 50%. Полный разряд гарантированно погубит устройство, так как происходит глубокая сульфатация пластин (образования сульфата свинца).
Хранить и эксплуатировать АКБ нужно в строгом вертикальном положении, чтобы электролит не вытекал, и пластины не замкнули между собой. Замыкание также может произойти и в результате осыпания пластин.
В холодное время года аккумулятор обычно снимают с машины, чтобы он не замерз. Это может случиться с жидким электролитом. Холодная АКБ также хуже работает.
Литий
С недавних пор широкое применение в кругах спортсменов и людей, гонящихся за лютым питанием, получают литий-ионные батареи.
Литий может кратковременно отдавать токи, в несколько раз превышающие возможности АГМ. В результате просадить систему на таких аккумуляторах достаточно сложно. Вес и размеры являются дополнительными плюсами!
Но за все придится платить.
Минусы литиевых батарей:
- очень высокая цена;
- глубокий разряд мощно грузит генератор;
- необходимо балансировать вольтаж между банками;
- полный разряд почти гарантировано убьет батарейку;
- идеальная зарядка обеспечивается специализированными устройствами.
Особенности кислотных АКБ
Чтобы определить, какой аккумулятор всё же лучше, сравнивая гелевый и жидкостный кислотный варианты, нужно отдельно изучить особенности каждого из них.
Первым на рассмотрении будет классический свинцово-кислотный аккумулятор, в котором электролит представлен в виде жидкости. Как вы помните, гелевый отличается именно гелеобразным состоянием рабочей жидкости.
Несмотря на существенный прорыв в разработке современных источников питания для автомобилей, свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом продолжают оставаться самыми популярными и распространёнными. Причём принцип работы АКБ не изменился с момента начала их производства.
Внутри корпуса располагается 6 отдельных, изолированных отсеков. Их принято называть банками. В каждой банке находится набор пластин, покрытые жидким электролитом. Пластины, помимо свинца, дополнительно имеют различные примеси. У старых технологий использовалась сурьма. Более современные решения имеют в основе кремний, цинк, серебро. Сам электролит на 35% состоит из серной кислоты, а весь остальной объём занимает дистиллированная вода. Это позволяет достичь оптимальных характеристик и обеспечить эффективную электрохимическую реакцию.
Читайте также: Горящая лампочка аккумулятора ваз калина
Чтобы не допустить короткого замыкания, между отсеками АКБ располагаются так называемые сепараторы. Одна банка вырабатывает примерно 2 В, что в сумме позволяет получить АКБ примерно на 12,4 В.
К преимуществам свинцово-кислотных аккумуляторов можно отнести такие пункты:
- эти батареи достаточно устойчивы к перезарядам;
- на рынке предлагается огромный ассортимент жидкостных аккумуляторов;
- если это необслуживаемый тип, уход не требуется;
- цена самая низкая.
При всех своих объективных достоинствах, у жидкостных АКБ есть очевидные недостатки.
Слабыми сторонами таких батарей являются:
- требуется контролировать и регулировать плотность электролита;
- в случае осыпания пластин поможет только утилизация и замена АКБ;
- батарея должна располагаться строго горизонтально;
- достаточно сложное обслуживание;
- нельзя допускать длительный перезаряд, иначе батарею может разорвать;
- такие АКБ не рекомендуется хранить в салоне и в жилых комнатах из-за возможных испарений электролита;
- обслуживаемые модели могут протекать.
Даже такие недостатки не мешают жидкостным батареям оставаться в числе самых популярных и распространённых.
Но им на пятки активно наступают гелевые аналоги.
Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
AGM-аккумуляторы отличаются наличием электролита не в жидком виде и не в гелевом — кислотный раствор наполняет стеклоткань, которая располагается между пластинами. Благодаря довольно компактному расположению материала, размеры agm-батарей позволяют существенно увеличить ёмкость источника питания. Эти АКБ характеризуются низким внутренним сопротивлением, что позволяет говорить о максимально быстром заряде источника питания и быстром разряде за счёт возможности выдавать большие токи. AGM аккумуляторы выдерживают свыше 200 полных разрядов. Единственной рациональной причиной отказаться от гелевых АКБ в пользу AGM может стать необходимость высоких пусковых токов для завода машины в морозы. По остальным параметрам АГМ технологии существенно проигрывают гелевым.
Чем отличается гелевый GEL от AGM аккумулятора?
Достаточно большой популярностью пользуются аккумуляторы AGM. Однако, чем отличается гелевый аккумулятор от щелочного, что использует жидкую кислоту удерживаемую в порах сепаратора. Такая конструкция помогла достичь абсолютной герметичности аккумуляторного корпуса, а также обеспечить возможность продолжать функционировать в случае тех или иных нарушений. AGM отличились своей стойкостью к температурным перепадам, вибрациям, глубоким разрядам, а также своей долговечностью. Среди недостатков – перезаряд пагубно влияет на agm аккумуляторы.
К плюсам гелевых можно отнести герметичность, которая блокирует испорение. У них очень малое внутреннее сопротивление, всего лишь 3-4 мОм. Именно от него зависит отдача тока. Подведем итог:
- жидкость в гелевом аккумуляторе полностью заполняет полость батареи, свинцовые пластины, что повышает эффективность, качество и длительность работы;
- показатель реадсорбции газов несколько ниже AGM типа. В последнем он составляет 98% против 96%. Нередко после трех лет активного использования встречаются перепады в напряжении, провалы, увеличение нагрузки в цепи;
- отсутствие физической возможности оттока газов приводит к вздутию АКБ. В конечном итоге корпус дает трещину, вытекает жидкость;
- даже самые незначительные замыкания в сети выводят из строя аккумулятор;
- допускается установка гелевой батареи в любом положении, кроме перевернутого;
- средняя стоимость гелевых на 30% дороже аналогов.
Читайте также: Ткань для гладильных прессов
Какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный?
Конечный выбор за покупателем, но быть вооруженным знаниями вы обязаны. При условии соблюдения основных правил эксплуатации, длительность ресурса составляет 6 лет активного использования. Больше о гелевых аккумуляторах читайте здесь.
На текущий момент на рынке представлены три основных вида аккумуляторных батарей: свинцово-кислотные с жидким электролитом, гелевые и AGM. Все они имеют одинаковый принцип работы, но есть существенные различия в устройстве. Эти различия дают им особые характеристики, однако, у каждого типа есть свои недостатки, которые стоит учитывать при выборе АКБ.
Батареи, которые не требуют обслуживания
Выясним, почему гелевые источники электроэнергии являются необслуживаемыми, и какой источник тока лучше и более предпочтителен. При техническом осмотре обычную АКБ должны проверять на плотность электролита. По мере надобности приходится доливать некоторый объём дистиллированной воды.
Гелевый накопитель электроэнергии для сохранения плотности электролита не нуждается в доливке воды. В случае повреждения корпуса он не протечёт из-за желеобразной консистенции электролита. Батарея, изготовленная по технологии GEL, выдержит в два раза большее число циклов «зарядка — разрядка». После глубокого расхода энергии гелевый накопитель не требует немедленной подзарядки.
Плюсы гелевых аккумуляторов:
- не нуждается в обслуживании;
- не боится опрокидывания;
- не протекает в случае повреждения корпуса;
- длительность срока службы до 10 лет.
Минусы гелевых аккумуляторов:
- высокая стоимость;
- неустойчивость к сильным морозам;
- требует сложнейшей электроники в автомобиле;
- постоянный мониторинг индикаторов.
Читайте также: Рейтинг фрикционной зимней резины
Какой аккумулятор лучше, а также, какой накопитель электроэнергии нужен именно вам, поможет разобраться вышеизложенная информация. Основным достоинством любого источника тока многоразового действия является возможность вновь и вновь перезаряжать их до полной мощности. Будет ли это гелевый аккумулятор или кислотный решать только вам.
Какая разница между AGM, гелевой и обычной жидкокислотной батареей?
Многие путают и называют аккумуляторы с абсорбированным электролитом гелевыми. Но это не так, просто две разные технологии производства аккумуляторов, решали одни и те же задачи, но нашли разное применение в технике.
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи со времени их изобретения и до сих пор остаются самыми надежными, долговечными и не требующими больших эксплуатационных затрат химическими источниками тока в автомобилях. В настоящее время производятся и активно эксплуатируются аккумуляторные батареи трех типов.
1. Батареи первого поколения — батареи с жидким электролитом.
Активной массой положительного электрода обычной автомобильной батареи служит двуокись свинца, отрицательного — чистый свинец, а электролитом — водный раствор серной кислоты. При разряде батареи активные массы пластин вступают в химическую реакцию с электролитом, вырабатывая электрический ток. При этом они преобразуются в сульфат свинца, а в электролит выделяется вода. При заряде происходит обратный процесс.
Для повышения твердости и коррозионной стойкости электродов свинцовые решетки, удерживающие активную массу, сначала легировали добавками сурьмы и мышьяка. Но сурьма способствует повышенному расходу воды и снижению ЭДС аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации. Такое неудобство, как необходимость обслуживания классических батарей, заставила производителей искать способы упрощения эксплуатации. Сначала было снижено содержание сурьмы в пластинах, затем из отрицательных пластин сурьму вытеснил кальций. Гибридные АКБ продолжали требовать долива воды, но уже гораздо реже. Применение кальция в положительных пластинах привело к появлению батарей, теоретически не требующих долива на протяжении всего срока эксплуатации. Однако, кальциевые батареи имеют другой недостаток: они плохо переносят глубокие разряды. Чтобы повысить устойчивость АКБ к глубоким разрядам, в свинцово-кальциевый сплав положительных пластин стали добавлять серебро (Ag). Так возникли самые распространенные на сегодняшний день необслуживаемые автомобильные АКБ.
2. Батареями второго поколения стали герметизированные гелевые батареи (Gelled Electrolite).
В таких батареях кислотный электролит находится в гелеобразном состоянии благодаря добавлению в него соединений кремния. Гелевый электролит позволяет добиться полной герметичности батареи, так как все газовыделение происходит внутри сильно развитой системы пор в массе геля. Это решает проблему необслуживаемости АКБ.
Однако аккумуляторы с загущенным электролитом имеют несколько худшие нагрузочные характеристики по сравнению с классическими АКБ: большие токи с них снять сложнее из-за более высокого внутреннего сопротивления. Батареи с жидким электролитом лучше работают при высоких токах нагрузки при коротких режимах. Кроме того, гелевые батареи критичны к температуре окружающей среды и стабильности зарядного напряжения. Для их подзаряда нужно использовать зарядные устройства, обеспечивающие нестабильность напряжения заряда не хуже +/- 1% для предотвращения обильного газовыделения.
Батареи типа GEL наиболее устойчивы к глубоким разрядам и не нуждаются в обслуживании в течение всего срока службы при нормальных условиях эксплуатации. Но при их нарушении происходит быстрое старение батареи.
В качестве автомобильных аккумуляторов большого распространения гелевые батареи не получили по причине очень высоких требований к бортовому электрооборудованию и из-за резкого падения пускового тока на холоде. Но широко применяются в качестве резервных источников питания в сфере телекоммуникаций.
3. Батареи третьего поколения — это герметизированные батареи с абсорбированным сепараторами электролитом. Технология называется AGM (Absorptive Glass Mat).
AGM-технология вновь вернулась к жидкой кислоте, но теперь электролит удерживается в порах сепаратора из ультратонких стеклянных волокон, размещенных между электродами. Такой сепаратор представляет собой пористую систему, в которой каппилярные силы удерживают электролит. При этом количество электролита дозируется так, чтобы мелкие поры были заполнены, а крупные оставались свободными для свободной циркуляции газов. Принцип рециркуляции такой же, как у гелевых АКБ: блуждая по порам сепаратора, газы успевают «вернуться» в электролит, не покидая корпус аккумулятора. Таким образом, AGM батареи также не требуют обслуживания в течение всего срока эксплуатации.
Конструкция AGM батарей позволяет не только герметизировать корпус, но и сохранить работоспособность батареи даже в случае повреждений наружной оболочки. Они нечувствительны к колебаниям температуры, долговечны и виброустойчивы.
Читайте также: Установка сигнализации старлайн 93 на гранту стандарт
Но главное преимущество таких батарей — в стойкости к глубоким разрядам. Происходит это за счет повышенной плотности сборки блока пластин и удержания активной массы. Электролит «связан», и разряд аккумулятора не сопровождается его выпариванием с последующим окислением пластин, как это случается с традиционными АКБ.
Но, как и гелевые, AGM батареи чувствительны к превышению зарядного напряжения, только причиной здесь является существенно меньшее количество электролита в них. Поэтому единственным условием для длительной эксплуатации такого рода аккумуляторов в автомобиле является правильный выбор зарядного устройства и контроль за работой генератора.
Потенциального покупателя современного автомобиля зачастую интересуют не столько технические характеристики конкретной модели, но и уровень комфорта. Бесспорно, вспомогательные механизмы и возможность контролировать микроклимат в салоне делают поездку в авто непринуждённой и менее утомительной, что очень важно для человека, немалую часть своего времени, проводящего за рулём.
Но практически все атрибуты комфортного вождения связаны с потреблением электроэнергии, что автоматически повышает нагрузку на аккумулятор – генератор авто не в состоянии полностью обеспечивать снабжение потребителей электричества и восстановление батареи в условиях городского режима движения, особенно зимой.
В связи с этим компаниями, занимающимися разработкой и производством источников питания, ведутся работы по созданию аккумуляторных батарей, соответствующих повышенным современным требованиям к их надёжности и энергоотдаче.
В связи с этим и появились на рынке гелевые аккумуляторы для авто, которые, в силу новизны, вызывают у автовладельцев массу вопросов, особенно связанных с тем, насколько практичной будет установка такой батареи на машину – ведь гелевый аккумулятор имеет свои плюсы и минусы, о которых желательно знать при покупке.
Виды аккумуляторных батарей
Разные типы автономных источников питания различаются не только принципами работы, стоимостью, но также параметрами:
- размеры (вес и объём);
- ёмкость;
- количество циклов перезарядки;
- температурный режим работы;
- срок хранения;
- возможность ускоренной зарядки;
- скорость саморазряда (в случае долгого хранения);
- срок службы и т. д.
Рассмотрим как плюсы, так и минусы кислотного и гелевого аккумуляторов, и попытаемся выяснить, какое устройство лучше.
Основные критерии кислотного аккумулятора
Кислотный аккумулятор по сей день остаётся широко используемым источником тока многоразового действия. Он занимает первое место среди огромной массы подобных изделий, которые могут разниться назначением, конструкцией.
В целях более глубокого понимания аккумулятора кислотного, рассмотрим его более детально. Аккумулятор — это электроды, погружённые в электролит и заключённые в прочный, устойчивый корпус.
Свинцовые пластины покрыты активной массой. Анод — диоксидом свинца (PbO 2). Катод — металлическим свинцом (Pb). Водный раствор (25–34%) серной кислоты является электролитом.
Напряжение заряженной «банки» составляет порядка двух вольт. Это значит, что двенадцативольтные батареи конструктивно состоят из шести элементов. Реже производят 6 и 24-вольтовые накопители. Кроме того, номинал напряжения зависит от плотности электролита и степени зарядки.
Следуя теории, абсолютно любой накопитель энергии имеет свойство разряжаться до такой степени, что электродные активные массы превращаются в состояние сернокислотного свинца. И таким образом — вплоть до полного «исчезновения» электролита. Но следует заметить, что на практике разряд приостанавливают намного раньше.
Электролит — это водный раствор H2SO4. Жёсткая вода (соли магния и кальция) отрицательно воздействует на сроки службы аккумулятора. Поэтому готовят раствор кислоты с применением дистиллированной воды.
Плюсы кислотных аккумуляторов:
- длительные сроки эксплуатации;
- невысокая цена;
- минимальный саморазряд.
Общие недостатки:
- низкая энергоёмкость на килограмм веса;
- температурная зависимость;
- долгое время заряда;
- невозможность длительной консервации в разряженном состоянии.
Что такое гелевые аккумуляторы?
Сегодня на «арену» рынка всё смелее выходит необслуживаемый гелевый аккумулятор. Он достаточно известен и является модификацией кислотного источника энергии. Гелевый аккумулятор, в отличие от кислотного, имеет электролит в консистенции геля (желе).
Это устройство изготавливают по двум различным технологиям:
- GEL — Gel Electrolite;
- AGM — Absorptive Glass Mat.
В первом случае загустение раствора кислоты вызывает двуокись кремния. Во втором — электролитом является привычный раствор H2SO4, а промежуток между свинцовыми пластинами наполняют микроскопическим стекловолокном. Этот материал не позволяет кислоте растекаться.
Как Отличить Гелевый Аккумулятор От Обычного
Так а какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный?
Прежде чем ответить на этот вопрос мы вкратце разъясним какие типы аккумуляторов существуют на транспортную технику:
- Кислотные аккумуляторы
- AGM аккумуляторы
- Гелевые аккумуляторы
С кислотными аккумуляторами в принципе все ясно — это аккумуляторы в которых, если заглянуть во внутрь аккумулятора, свинцовые пластины, залиты жидко образным электролитом. Практически в каждом автомобиле устанавливаются кислотные аккумуляторы за исключением новых электрокаров.
С развитием аккумуляторной науки и выпуском электромобилей изобрели новые аккумуляторы — гелевые. Слово гелевые пошло от состояния электролита — «гелеобразное». Благодаря гелеобразному состоянию электролита существенно увеличивается срок эксплуатации аккумулятора и его характеристики. Процесс производства такого аккумулятора трудоёмкий и затратный — соответственно и стоимость аккумулятора очень высока.
Например, стандартный аккумулятор кислотный стоит приблизительно 60-80 баксов, тогда как гелевый аккумулятор стоит 180-200 баксов.
Скажете ничего себе? Да именно так! Также вы можете сказать, что видели их по цене 100-120 баксов — и вы возможно заблуждаетесь!
Не зря в начале обзора мы отметили их различия. В различии есть аккумуляторы AGM. Аккумуляторы AGM появились не сразу, а появились только после появления гелевых аккумуляторов. Производство их менее затратное нежели гелевые аккумуляторы так как если разобрать AGM аккумулятор (не вдаваясь глубоко в саму технологию) мы увидим стекловату пропитанную электролитом. И это две разные вещи по сравнению с гелевыми аккумуляторами. И именно эти аккумуляторы стоят 100-150 баксов. Многие магазины представляют их в продаже как гелевые аккумуляторы, а на самом деле это AGM аккумуляторы. В ниже приведенных фотографиях Вы наглядно можете увидеть состав AGM аккумуляторов:
Читайте также: Загорелся индикатор аккумулятора 21099
Источник
Вспоминаем кислотные аккумуляторы
Для начала не помешает вкратце вспомнить о том, как устроена свинцово-кислотная батарея. Внутри нее находится пакет пластин, имеющих минусовой и плюсовой полюса, а между пластинами — пластиковая проложка, не дающая им замыкаться друг с другом. Итого — 6 стандартных «банок» и 6 пакетов пластин, залитые жидким электролитом.
Электролит имеет следующий состав: 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Именно электролит, взаимодействуя со свинцовыми пластинами, позволяет накапливать заряд. Вода поглощается, плотность кислоты растет… Таким образом происходит накопление заряда внутри кислотных АКБ с выходным напряжением 12 вольт.
Когда происходит разряд такой батареи, серная кислота оседает на свинцовых пластинах, и в аккумуляторе становится больше воды. Если она относится к категории обслуживаемых, в нее можно залить свежий электролит для восстановления рабочих характеристик.
Плюсы и минусы кислотной аккумуляторной батареи
Плюсы:
- Умеренная цена , до 5000 рублей.
- Срок службы 5-6 лет (при условии хороших показателей емкости).
- Среди свинцово-кислотных АКБ есть более усовершенствованные, необслуживаемые варианты , где пробок сверху нет, а электролит «запечатан» внутри. Он испаряется, так как внутри есть вода, но выйти из банки не может, конденсируясь вниз.
- У стойчивы к средним перезарядам . Его можно заряжать от 14,4 до 16 В, и он выдержит, несмотря на высокую нагрузку. Главное — не давать ему высокий ампераж при таком напряжении.
Минусов у них, все-таки, больше:
- Если батареи обслуживаемые, нужно постоянно следить за тем, какой уровень и плотность имеет электролит . Без постоянного контроля «кислотник» быстро выйдет из строя, и восстановление аккумулятора станет невозможным.
- Может замерзнуть в холодных условиях . Например, если разряжен в ноль, и ударили морозы 20-30°С.
- При перезарядке он может взорваться . Если электролит сильно кипит, достаточно только одной искры для того, чтобы произошел взрыв с выделением летучего водородного газа.
- Пластины могут осыпаться, и емкость сразу падает . В этом случае «реанимировать» батарею также будет невозможно.
- Недопускается переворачивать АКБ вверх ногами и набок ( пластины оголятся и перегреются, а электролит может вытечь). Хранить и эксплуатировать — только в вертикальном положении.
- Нельзя использовать в салоне автомашины из-за того, что выделяется сероводородный газ, ядовитый и опасный для здоровья.
Гелевые аккумуляторные батареи с выходным напряжением 12 В имеют бесспорные преимущества перед свинцово-кислотными. Особенно в плане безопасности. Рассмотрим вначале их главные особенности и химическую структуру.
- https://CarExtra.ru/sovety/akkumulyator-gelevyiy-ili-kislotnyiy.html
- https://AutoLions.ru/sovety/gelevyj-ili-kislotnyj-akkumulyator-kakoj-luchshe.html
- https://otlichiyaa.ru/kak-otlichit-gelevyj-akkumuljator-ot-kislotnogo-vneshne/
- https://ProDemio.ru/chem-otlichaetsja-gelevyj-akkumuljator-ot/
- https://asyoga.ru/kak-otlichit-gelevyj-akkumuljator-ot-kislotnogo/
- https://autobryansk.info/otlichie-gelevyh-akkumuljatorov-ot-kislotnyh.html
- https://maslo-5w30.ru/avto/gelevyj-akkumulyator-plyusy-i-minusy-otlichiya-ot-kislotnogo
- https://batteryk.com/gelevyj-akkumulyator
- https://kekso.ru/avtovaz/kak-opredelit-gelevyj-akkumuljator-ili-kislotnyj/
- https://kr-professional.ru/kak-opredelit-gelevyy-akkumulyator-ili-kislotnyy-po-vneshnemu-vidu/